?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Оригинал взят у oleg_leusenko в Свинцовые мерзости дикой русской жизни (картины)
1

Этих картин нет в школьных учебниках. А зря. Алкоголизм и насилие в семье, издевательства над детьми, бесправие, грязь и прочие духовные скрепы. Чего только не увидишь на картинах русских художников (а также в книгах русских классиков).

«Вспоминая эти свинцовые мерзости дикой русской жизни, я минутами спрашиваю себя: да стоит ли говорить об этом? И, с обновленной уверенностью, отвечаю себе: стоит..." (Максим Горький, "Детство", 1913 г.)

Горький, конечно, великий писатель. И насчет свинцовых мерзостей разил не в бровь, а в глаз. Он же вырос среди них.

Василий Сварог. "Товарищи К. Е. Ворошилов и М. Горький в тире ЦДКА". 1932 г.

2

В автобиографичной повести "Детство" Горький описывает жизнь простой русской семьи ремесленников из Ниж. Новгорода. Они живут как скоты. Дедушка Василий Каширин сечет до полусмерти собственного внука, не говоря уже о подмастерьях. Бьет бабушку, издевается. Однажды в припадке широкой русской души отбирает у неё вещи (платья, лисий салоп), продает их, а деньги отдает в рост. По вечерам к дому деда приходит его сын, дядька Михайло, пьяный, с дубиной, пытается убить отца, кидает камни в окна. Причина? - Его обделили при дележе приданного сестры (мамы главного героя).

Второй сын, дядька Яков тоже бьет жену и в итоге забивает её до смерти. Совесть мучает его и он решает воздвигнуть на её могиле крест. Тяжелый крест заставляют тащить добродушного подмастерья Ваньку-Цыганка. Он надрывается и умирает от кровотечения. Никто не за что не несет никакого наказания, правовое государство же + духовность.

Светлое пятно в жизни героя - бабушка (правда, тоже пьющая), она рассказывает ему о боге и ангелах. Бабушка считает, что теперь жизнь её стала лучше: "Ну, в зубы ударит, в ухо, за косы минуту потреплет, а ведь раньше-то часами истязали!". В гости к ней ходит нищий, Никитушка, который верит, что Божью Матерь видели в Рязани. Соседи вокруг - не лучше Кашириных, их дети с малолетства так же жестоки, истязают кошек, собак, издеваются над нищими и гоняют еврейских коз.

Это был Горький. Теперь - картинки.

Алексей Корзухин. "Пьяный отец семейства". 1861 г.
На картине - пьяный дебош в русской семье. Ужратый отец наезжает на жену, она покорно сидит. Вид у пьяного папаши - крайне злобный. Сейчас будет бить, видимо. Испуганный ребенок прижимается к матери.

1

Иван Горохов. "Запил" (кон.19-нач. 20 вв).
В отличие от корзухинского "пьяного отца" тут другая реакция домашних: жена в гневе сжимает кулаки, впереди мальчик лет 10 с искаженным от боли лицом и тоже со сжатыми кулаками. Сколько можно типа?! Но пьяному крестьянину плевать на семью, он радостно несет бутылку водки.

3

Художник Иван Лаврентьевич Горохов, кстати, сам был из крестьян и большую часть жизни прожил в деревне под Можайском. Знал, о чем писал.

Владимир Маковский. "Не пущу!". 1892 г.
Это уже не крестьяне, а городская публика. Женщина в полном отчаянии у дверей кабака.

4
Он, кстати, так... с вызовом на неё смотрит: "Чо, думаешь, ты меня остановишь?"- Вот если и правда остановит, то он не мужик. Придется ему вот так мыкаться:


Владимир Маковский. "Тихонько от жены". 1872 г.

5

Или вот так:

Василий Максимов. "По примеру старших". 1864 г.

6

Иван Богданов. "Новичок". 1893 г.
У Горького дед Каширин издевался над внуком и подмастерьями, пользуясь бесправием последних. И таких дедов кашириных по стране было полно. Нищета заствляла крестьян отдавать детей "в люди", т.е. фактически в рабство. На картине "Новичок" - первые дни пацана в подмастерьях у сапожника. Пьяное быдло "учит жизни" заплаканного ребенка.

7

Михаил Ватутин. "Воспитатель". 1892 г.
Еще из той же оперы. Очередной пьяный урод (и опять сапожник) поставил на колени двух детей и что-то втирает им. Похоже, он только что их бил или за уши таскал.

1

Впрочем, телесные наказания практиковались не только в кругах сапожников.

Павел Ковалевский. "Порка". 1880 г.

2

И не только в отношении детей.

Сергей Коровин. "В волостном суде (приготовление к наказанию розгами)". 1884 г.

3

Фирс Журавлев."Купеческие поминки".1876 г.
Забыли зачем собрались, да. Уже и пляшут. На заднем плане - пьяные объятья, один со штофом в руке, из горла что ли уже? Штоф - около 1,23 литра водки, так что танцы не удивляют. Причем поминки в православии - мероприятие религиозное и трапеза там не главное. Художник тоже намекает на это. За столом - два попа с длинными волосами. В происходящее не вмешиваются, но добро хоть сами трезвые.

4

А вот этот их коллега - уже не совсем.

Николай Неврев."Протодиакон, провозглашающий на купеческих именинах долголетие". 1866 г.

5

А тут - и вовсе все перепились (самый классный - мужик в центре, в рубище и с иконой вверх ногами).

Василий Перов. "Сельский крестный ход на Пасху". 1861 г.

6

Василий Пукирев. "Дьячок объясняет крестьянам картину Страшного Суда". 1868 г.
Основы православной культуры, да.

8

Николай Орлов. "Освящение водочного магазина". 1904 г.

9

Владимир Маковский. "Освящение публичного дома". 1900 г.
Бордель, шампанское, грешницы симпатичные. И батюшка с иконой.

10
На Святой Московии освящали все, и водочные магазины, и публичные дома. Но и это еще не все. По домам ходили вот такие люди:

Леонид Соломаткин. "Славильщики-городовые". 1864 г.

11

Трое пьяных ментов пришли утром к купцу славить Господа на Пасху. Громко поют, стараются. По обычаю хозяин должен был одарить таких гостей денежкой. Купец готовится раскошелиться. Городовой слева косит глазом: сколько даст? А городовой в центре косится на графин.

Ниже более поздний вараинт этой картины:

Леонид Соломаткин. "Славильщики-городовые". 1882 г.
На картине 1864 г. менты были слегка поддатые. Тут один (в центре) - уже не слегка.

12


После этой картины я, кстати, зауважал царскую полицию. Представьте сегодня пьяный наряд приезжает на квартиру бизнесмена славить Христа и требует одарить их чем-нибудь. Не, ну одарить понятно, они еще и не туда приедут, но вот чтоб петь хором во славу Господа??

Да и кстати о пьянстве. Объективно потребление алкоголя в царской России было не таким уж большим: около 4 литров в год на душу населения. Сейчас 13-15, т.е. в разы больше. И пил тогда скорее город. В деревне в 1913 г. на одного взрослого потреблялось 18 л водки в год, в городах - 49. Это на мужчин и женщин вместе. А пили, естественно, мужики. Посему получается, что вот эти пьяные русские крестьяне с картин Корзухина, Горохова или Перова выпивали примерно по 36 литров водки в год (18 X 2). Чуть меньше 0,75 в неделю. Всего-то. А вот городской дядька с картины Маковского "Не пущу" выпивал уже 88 литров (49 X 2), т.е. 1,7 в неделю. По 0,5 раз в 2 дня + опохмел. Это уже хорошо так. Вот потому он жену и довел, гад.

Так как сейчас пьют много больше, чем при царе, то даже не знаю, что бы нарисовали художники-передвижники 19 в. в наши дни. Они бы сами в запой ушли. Поэтому современная русская живопись на тему пьянства - зрелище тяжелое. Предлагаю глянуть ради интереса: тоска и беспросветность, даже жутковато как-то.

Василий Шульженко. "Дедушка, поедем домой!". 1990 г.
Русская деревня. Ребенок среди пьяных дегенератов... Дедушка не поедет домой, все кончено.

13

А лица-то на картине...

14

Или вот самая знаменитая картина Шульженко - "Сортир". Второе название: "Зато Крым наш!" (шутка).

Василий Шульженко. "Сортир". 1991 г.
Картину эту часто считают просто юмором. Но юмора тут нет. Идея художника: сортир - это Россия, спившаяся страна, живущая в грязи и каменном веке.

15

В лучшем случае юмор тут - это то как художник подписал свое полотно. Если присмотреться, в правом нижнем углу, где "пьедестал" для очка, есть подпись: "Здесь был Вася Шульженко. 1991 г.".

1

В гнетущей атмосфере сортира, среди нечистот и использованной бумаги композиционно есть важный светлый фрагмент - небольшое окошко вверху, символ надежды. Там - небо, свет, голубые купола, а выше надпись: "Суки вы все хочу в Америку". А ниже: "Сосу с 5 до 6-00". У Шульженко все детали не случайны и подчинены общему художественному замыслу: русский народ сам превратил свою страну в сортир, и сидит в нем, и в нем же (на стенах) раскрывает свои мечты, радости и горести.

2

Шевченко - художник сравнительно молодой, его звезда взошла в 1990-е гг. А ниже - два мэтра советского соцреализма, которые дожили до краха СССР и отмены цензуры. И вот посмотрите, что начали рисовать.

Игорь Симонов. "Второе пришествие". 1991 г.
Явление Христа народу наоборот. Он пришел, повернулся спиной к ним и уходит прочь.

3

.И снова лица... Пожалуй, за 1 поколение такого не достичь, минимум 2-3.

4

Гелий Коржев. "Адам Алексеевич и Ева Петровна". 1997-1998 гг.
Гелий Коржев - это художник, который написал триптих "Коммунисты" в свое время (знаменитое полотно "Поднимающий знамя" и др.)

5

Мрачная картина. Гротексные уроды-алкаши у Шевченко они все-таки немного веселые, смешные такие. А тут чистой воды реализм - люди утратили человеческий облик и сами это понимают.

С русским искусством на yablor.ru знакомил pora_valit

Продолжение обязательно будет

Tags:

Profile

устами младенца
tumanjarom
Улыбка без границ

Latest Month

May 2017
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow